Выбор языка:

Eng

Рус

 

 

Навигация

Регулирующая стратегия Госатомнадзора на 2015-2018 гг.

Наше видение «обеспечим высокий уровень ядерной и радиационной безопасности» относится к усилению культуры безопасности в ядерной сфере, особенно, в контексте строительства первой Белорусской АЭС. Наши стратегические цели и задачи развиваются и уточняются вместе с наращиванием компетенций в процессе совершенствования системы ядерного и радиационного регулирования.

Реализация стратегии предполагает квалифицированное управление, эффективное сотрудничество, взаимное понимание, прозрачность, компетентность и внедрение новейших знаний, основанных на науке. Стратегия выполняется согласно текущим планам соответствующих подразделений.

Стратегия также основывается на миссии, ценностях и взгляде на перспективу до 2018 г.

Миссия

Наша миссия – служить интересам защиты людей, общества и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Ценности

Компетентность

Наш выбор, утверждения и решения основаны на научно обоснованных подтвержденных знаниях.

Сотрудничество

Наше сотрудничество основано на хороших взаимоотношениях, коллективном участии и взаимном доверии. При решении соответствующих вопросов принимаются во внимание мнения заинтересованных.

Отношение к безопасности

Наша контрольная (надзорная) деятельность ориентирована на достижение самых высоких требований культуры безопасности и включает критическое отношение, взвешенный подход и обмен мнениями, направленными на обеспечение и повышение безопасности.

Прозрачность

Наша деятельность прозрачна и открыта для всех заинтересованных, населения и наших специалистов.

Взгляд на перспективу

Наше видение до 2018 г. заключается в гарантии проведения постоянного контроля качества ядерной и радиационной безопасности. Мы осуществляем надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, как в рамках строительства новых ядерных установок, так и в процессе использования существующих радиационных объектов.

Мы стремимся к эффективному сотрудничеству со всеми заинтересованными, взаимному пониманию с эксплуатирующими организациями, системному развитию внутренних компетенций и созданию комфортных условий работы для специалистов.

Стратегические цели и задачи

Основными задачами Госатомнадзора являются:

  • государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • контроль за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Решая задачи по надзору и контролю, Госатомнадзор, в том числе, приступил к осуществлению постоянного надзора за строительством Белорусской АЭС и проверкам осуществления контроля РУП «Белорусская АЭС» за изготовлением и приемкой оборудования для Белорусской АЭС.

1. Система управления Госатомнадзора

С целью повышения эффективности регулирующей деятельности постоянно развивается система управления Госатомнадзора, что включает разработку и актуализацию стратегии, политики безопасности и качества, оперативных и годовых планов работы, внедрение процессного подхода, установление операционной системы и разработки руководств по управлению. Наряду с этим, усиливаются следующие направления:

Развитие управления качеством

Управление качеством усиливается путем: развития процессов системы управления качеством; обеспечения системного подхода к формированию и осуществлению управления качеством; организации и проведения самооценки в рамках подготовки к миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующего органа (IRRS).

Усиление кадровых ресурсов

Численность кадрового состава увеличилась с 39 в начале 2013 г. до 82 человек в июле 2013 г. Создано 8 новых подразделений. Приняты на работу 43 новых сотрудников, включая 16 молодых специалистов, получивших специальное образование в области физики, радиационной химии, радиологии, а также инженерных дисциплин. Для обеспечения дополнительных кадровых ресурсов  в Госатомнадзоре реализуется эффективная кадровая политика, в рамках которой осуществляется отбор и назначение специалистов на должности, а также создается кадровый резерв. Система развития кадров совершенствуется путем постоянной оценки знаний и навыков в регулирующих целях. Особое внимание уделяется продвижению культуры безопасности и развитию ответственности государственных инспекторов, работающих как в Госатомнадзоре, так и специалистов региональных инспекций.

2. Развитие компетенций и обучение

Налажена система первичной стажировки молодых сотрудников по общим вопросам ядерной и радиационной безопасности и осуществлению регулирующей деятельности. Проводится обучение без отрыва от основной деятельности, в том числе, по рассмотрению отчета по обоснованию безопасности АЭС, оценке результатов детерминистического анализа безопасности, техникам рассмотрения и выполнения вероятностного анализа безопасности. Обеспечивается реализация подходов к выполнению программы инспекций, а также инспектированию структур, систем и компонентов. Основной акцент обучения направлен на практическое освоение вопросов инспектирования эксплуатирующих организаций.

Коммуникации

Коммуникации осуществляются:

  • распространением достоверной информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь;
  • повышением уровня доверия Госатомнадзору через осведомленность общественности по вопросам ядерной и радиационной безопасности;
  • внедрением механизмов для информирования общественности по результатам проверок, прозрачности и обеспечения доступа к информации о безопасности по результатам надзорной деятельности, за исключением информации, которая является государственным секретом;
  • масштабным сотрудничеством с регулирующими органами других стран и международными организациями;
  • устойчивым взаимодействием с законодательной и исполнительной властью с целью эффективного принятия решений и законодательных документов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • регулярным обновлением коммуникационной стратегии.
3. Разработка законодательных и регулирующих документов

Разработка законодательных и регулирующих документов обеспечивается путем адаптации и внедрения современных принципов безопасности, критериев и требований к:

  • развитию регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь;
  • развитию надзорного процесса в рамках строительства АЭС;
  • периодическому анализу безопасности строящейся АЭС, действующих ядерных установок и хранилищ ядерного материала;
  • долговременной безопасности объектов обращения с радиоактивными отходами;
  • внедрению риск-ориентированных подходов;
  • обеспечению мер по применению технических регулирующих документов;
  • регулированию обеспечения физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, радиоактивных источников.
4. Исполнение международных обязательств

Исполнение международных обязательств Республикой Беларусь реализуется в рамках:

  • подготовки национальных отчетов о ядерной безопасности и участия белорусской делегации в конференции стран-участниц  Конвенции о ядерной безопасности;
  • подготовки национальных отчетов Беларуси в соответствии с обязательствами в рамках Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами и участия белорусской делегации в конференциях стран-участниц Объединенной конвенции.

Выполняется дальнейшее развитие системы гарантий в Беларуси в рамках реализации ядерной энергетической программы.

Осуществляется поддержка и реализация международных миссий по вопросам обеспечения ядерной, радиационной безопасности, регулирующей инфраструктуры, физической защиты и др.

5. Лицензирование и оценка безопасности

С целью совершенствования законодательной основы процесса лицензирования проводится анализ выполненных работ по выдаче лицензий. В том числе:

  • обновление требований к отчету по обоснованию безопасности АЭС;
  • развитие программы оценки и анализа отчета по обоснованию безопасности АЭС;
  • развитие плана проведения детерминистического анализа безопасности АЭС;
  • развитие плана проведения вероятностного анализа безопасности АЭС.
6. Проверки и правоприменение

Развитие и совершенствование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии на всех этапах жизненного цикла ядерных установок осуществляется путем:

  • достижения и поддержания надлежащего уровня
    ядерной и радиационной безопасности ядерных установок;
  • реализации обязательств, принятых Республикой Беларусь в соответствии с Конвенцией Международного агентства по атомной энергии от 7 июня 1994 года «О ядерной безопасности» в части создания и поддержания законодательной и регулирующей основы для обеспечения безопасности ядерных установок;
  • внедрения международных практик и рекомендаций МАГАТЭ;
  • пресечения нарушений законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и применения при необходимости санкций;
  • взаимодействия с  контролирующими (надзорными) органами при проведении проверок с целью осуществления мониторинга складывающейся оперативной ситуации на площадке Белорусской АЭС;
  • формирования культуры безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;
  • профилактики нарушений законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
  • разработки механизмов контроля (надзора).
7. Техническая поддержка

Совершенствование технической поддержки осуществляется в рамках создания системы организаций, осуществляющих техническую поддержку регулирующему органу; дальнейшего развития законодательной базы и процедуры лицензирования экспертных организаций; определения прав и обязанностей государственных экспертных институтов  и их полномочий.

8. Аварийная готовность

Совершенствование системы контроля за организацией готовности объектов использования атомной энергии и радиационных объектах к ликвидации аварий, за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при возникновении ядерных или радиационных аварий.

9. Радиационная защита

Осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению радиационной безопасности на разных этапах жизненного цикла атомной электростанции  с целью достижения необходимого уровня защищенности персонала, населения и окружающей среды при подготовке к вводу в эксплуатацию, вводе в эксплуатацию и эксплуатации энергоблоков Белорусской АЭС.

Вызовы и возможности в изменении системы регулирования

1. Продвижение культуры безопасности (включая «пост черно-быльские» и «пост фукусимские» вызовы: стресс-тесты и т.д.).

После аварий на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1» все более очевидной становится необходимость продвижения культуры безопасности в ядерной сфере. Критичное отношение, скрупулезный подход и коммуникации становятся все более актуальными. В ходе строительства атомных станций должны использоваться существующие практические руководства по оценке культуры безопасности. Важную роль в продвижении культуры безопасности играют сотрудники регулирующего органа, демонстрируя пример своей системной культуро-ориентированной работы.

2. Внедрение требований по безопасности Российской Федерации и МАГАТЭ, а также лучших практик ЕС в национальное законодательство и регулирующие документы Республики Беларусь

Международные требования и опыт по обеспечению безопасности постоянно совершенствуются. Обновляются устаревшие национальные стандарты и применяются современные стандарты МАГАТЭ, ЕС и Российской Федерации, учитывающие, в том числе, причины и последствия аварии на АЭС «Фукусима-1».

3. Развитие регулирующих компетенций в рамках трехлетних программ обучения

Внедрить индивидуализированный подход к развитию профессиональных компетенций сотрудников в области регулирующей деятельности и стремиться к их соответствию международным требованиям, привлекая необходимые средства, международный опыт, применяя лучшие практики на основе долгосрочных программ повышения квалификации, вовлекая в регулирующую деятельность и заинтересовывая в долгосрочном сотрудничестве качественно подготовленных специалистов.

4. Развитие системы управления знаниями (сохранение и передача знаний и опыта)

Создать и развить внутреннюю инфраструктуру, включающую наставничество, информационные и коммуникационные технологии,  и  позволяющую распространять и реализовывать накопленный в организации опыт и актуальную информацию путем управления, сохранения и обмена знаниями для совершенствования деятельности в области ядерной и радиационной безопасности.

5. Анализ безопасности в рамках лицензирования на этапе эксплуатации

Организовать и провести всестороннее рассмотрение и независимую верификацию (экспертизу) окончательного отчета по обоснованию безопасности в предварительной редакции для проверки выполнения нормативно-правовых и лицензионных требований.

6. Программа инспектирования строительства и подготовка к вводу в эксплуатацию

Совершенствовать программы контрольно-надзорной деятельности за безопасностью при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС, в том числе внедрить в повседневную практику  механизмы контроля и оценки эксплуатационной безопасности, основанные на тесном взаимодействии со всеми контролирующими (надзорными) органами.

7. Внедрение интегрированной системы управления (ISO 9001, GS-R-3 и GS-G-3.1)

Построить и внедрить систему управления, объединяющую все аспекты регулирующей деятельности таким образом, чтобы требования по безопасности  имели  первостепенный приоритет.

8. Создание системы технической поддержки и развитие компетенций для организаций, вовлеченных в систему технической поддержки

Создать эффективную, независимую и компетентную организационно-техническую инфраструктуру из числа научно-исследовательских институтов (центров), учреждений образования, проектных организаций, конструкторских бюро предприятий, способных проводить экспертизу ядерной и радиационной безопасности при выдаче лицензии на эксплуатацию и частных разрешений при пуске блоков 1 и 2 Белорусской АЭС, а также оказывать техническую и консультационную поддержку регулирующему органу на период не менее 60 лет.

9. Координация деятельности по обеспечению физической защиты и надзору

Необходимо координировать вопросы, связанные с обеспечением безопасности и физической безопасности, добиваясь достижения максимального уровня синергизма и – в случае необходимости – интеграции. Выполнение требований по обеспечению физической безопасности должно осуществляться без ущерба для ядерной и радиационной безопасности, а реализуя требования по ядерной и радиационной безопасности не ставить под угрозу физическую безопасность.

10. Разработка национальной политики, надзор за деятельностью по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом

Должен быть обеспечен надзор за деятельностью по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом. Контроль реализации стратегии обращения с радиоактивными отходами Белорусской атомной электростанции, в том числе создания пункта захоронения РАО для обеспечения безопасного хранения очень низкоактивных, низкоактивных и среднеактивных РАО после ввода атомной электростанции в эксплуатацию, а также  пункта захоронения высокоактивных РАО в глубокой геологической формации.

11. Гарантии

В рамках своей компетенции неукоснительно соблюдать обязательства, определенные Соглашением между Республикой Беларусь и Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ) по применению гарантий в Республике Беларусь.

12. Открытая, эффективная и систематическая коммуникация

Посредством открытой, эффективной и систематической коммуникации стремиться к установлению и поддержанию уверенности заинтересованных сторон и общества в обеспечении безопасного использования атомной энергии.

13. Взаимовыгодное международное сотрудничество (включая IRRS миссию)

Обеспечить свое постоянное участие в международной деятельности и международных объединениях с целью повышения безопасности. Пригласить и провести миссию МАГАТЭ по оценке регулирующей инфраструктуры (IRRS) и использовать результаты миссии для дальнейшего совершенствования регулирующей деятельности по контролю (надзору) за обеспечением безопасности.

Контакты

Телефон:
(017) 200-45-41

Факс:
(017) 200-82-80

E-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Берсона, 16

Актуально

 

6th National Report JC Belarus rus fina 

National%20report%20on%20Belarusian%20NPP%20stress-tests

 

Report of the Integrated Regulatory Review Service (IRRS) Mission toBelarus