Выбор языка:

Eng

Рус

 

 

Навигация

Госатомнадзору – 10 лет. Основные вехи

В ноябре 2017 года Департаменту по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзору) исполнилось 10 лет. В этом материале приведена информация о его создании, основных вехах развития, результатах достижениях.

Основания создания и время создания

Госатомнадзор создан в структуре белорусского регулирующего органа в области ядерной и радиационной безопасности – Министерства по чрезвычайным ситуациям – в качестве отдельного структурного подразделения с правами юридического лица в связи с принятием в Беларуси решения о развитии первой ядерной энергетической программы во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. №565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции».

Госатомнадзор представляет собой сплав молодости и опыта. В части вопросов, касающихся безопасности обращения с источниками ионизирующих излучений промышленного, медицинского, научно-исследовательского и др. назначения, надзора и контроля за ядерными исследовательскими установками Государственного научного учреждения «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны» Национальной академии наук Беларуси (ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны»), хранилищами радиоактивных отходов, базой нынешней деятельности Госатомнадзора является многолетний предшествующий опыт Госпроматомнадзора, в то время как инфраструктура ядерной безопасности начала формироваться после решения о строительстве в Республике Беларусь собственной АЭС. Вместе с тем, из направлений деятельности Госатомнадзора именно вопросы ядерной безопасности являются темой, определяющей его стратегическую перспективу.

Основные задачи и вехи в развитии

Согласно Положению о Госатомнадзоре его основными задачами являются государственный надзор и контроль за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Под его надзором находятся пользователи источников ионизирующего излучения, специализированные организации, осуществляющие деятельность по обращению с радиоактивными отходами, а также организации, осуществляющие деятельность по использованию атомной энергии.

Первоначально Госатомнадзор насчитывал 39 штатных единиц (в их числе - 11 человек управления по надзору и регулированию ядерной и радиационной безопасности Проматомнадзора). Период с 2007 по 2013 год можно охарактеризовать как подготовительный с точки зрения развития регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности в контексте предстоящего сооружения Белорусской АЭС, в ходе которого происходило формирование нормативной правовой базы и становление регулирующей деятельности. Одновременно в полном объеме обеспечивалось регулирование и надзор в отношении источников ионизирующего излучения, хранилищ радиоактивных отходов, научных ядерных установок ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» с опорой на предшествующую многолетнюю практику. С 1 июля 2013 г. с учетом первостепенной значимости вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности в условиях развития ядерной энергетики и развертывания работ, связанных со строительством Белорусской АЭС, по решению Президента Республики Беларусь и на основании рекомендаций миссии МАГАТЭ по комплексной оценке инфраструктуры ядерной энергетики Республики Беларусь 2012 года штат Госатомнадзора расширен с 39 до 82 единиц, трансформирована структура департамента, в которой были созданы 8 новых подразделений. За этим последовал интенсивный найм специалистов и их масштабное обучение, которые осуществлялись наряду с выполнением в полном объеме функций и задач департамента.

Руководители и специалисты, развитие компетенций

Госатомнадзор возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Министра по чрезвычайным ситуациям. За 10-летнюю историю департаментом руководили:

с 2007 по 2011 годы – Василий Михайлович Полюхович, кандидат технических наук, с многолетним предыдущим опытом работы и государственного управления в организации-предшественнике Госатомнадзора – Проматомнадзоре;

с 2011 года по настоящее время – Ольга Михайловна Луговская, кандидат физико-математических наук, с большим предшествующим опытом работы и государственного управления в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кадровый состав Госатомнадзора сформирован из числа специалистов в областях ядерной физики, радиационной химии, радиологии, иных специальностей. В связи с интенсивным наймом новых сотрудников организовано масштабное наращивание их компетенций, прежде всего – по вопросам, связанным с ядерной и радиационной безопасностью АЭС. В данном процессе активно используются как внутренние, так и внешние источники:

-        Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы (с 2016 года – подпрограмма 10 «Подготовка кадров для ядерной энергетики» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы);

-        проекты международной технической помощи МАГАТЭ и Европейского союза;

-        мероприятия в рамках двустороннего международного сотрудничества с регулирующими органами других стран.

В ходе 7 Совещания договаривающихся сторон Конвенции о ядерной безопасности (март-апрель 2017 года) отмечено, что Беларусь справилась с вызовом, связанным с управлением быстрым ростом регулирующего органа и развитием компетенций, и ее деятельность по данному направлению является областью хорошего прогресса. К схожему заключению пришли эксперты миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности Республики Беларусь в октябре 2016 года.

Формирование экспертного сообщества

Одновременно с собственным развитием Госатомнадзор работает над формированием системы технической поддержки регулирующего органа в области ядерной и радиационной безопасности и соответствующего экспертного сообщества.

В январе 2012 года постановлением Правительства организацией, оказывающей научно-техническую поддержку Министерству по чрезвычайным ситуациям, было определено Государственное научное учреждение «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны» Национальной академии наук. С учетом расширения круга экспертных задач в декабре 2016 года Правительство расширило до 16 число организаций, оказывающих научно-техническую поддержку МЧС, что стало важным институциональным шагом в плане формирования экспертного сообщества в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Помимо организаций, Госатомнадзор работает над созданием пула экспертов. Допуск на право проведения экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения получили более 70 экспертов по различным направлениям экспертизы безопасности.

Наконец, в октябре 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 5 октября № 361 непосредственно в системе МЧС создано Государственное научное техническое учреждение «Центр по ядерной и радиационной безопасности». Центр будет осуществлять постоянную и независимую научно-техническую поддержку надзорного органа. Наличие такого учреждения является неотъемлемой и обязательной частью регулирующей инфраструктуры страны, развивающей ядерную энергетику, и соответствует рекомендациям МАГАТЭ. Созданный Центр будет координировать деятельность научно-технических экспертов при проведении оценок безопасности объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, а также участвовать в проведении экспертизы безопасности ядерных объектов.

Правовые основы регулирующей деятельности

После принятия в 2007 году решения о развитии в стране атомной энергетики потребовались существенные изменения в нормативной правовой базе в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Госатомнадзор, не являясь субъектом нормотворческой инициативы, тем не менее, самым активным образом принимает участие в разработке нормативных правовых актов различного уровня, устанавливающих обязательные для выполнения нормы безопасности: от законов Республики Беларусь до технических нормативных правовых актов (ТНПА). Эту работу департамент осуществляет на основе двухуровневого планирования: для документов «верхних» уровней пирамиды НПА планы разработки (переработки) утверждает Правительство, для документов технического уровня - Госатомнадзор.

На «верхних» уровнях пирамида нормативно-правового регулирования в сфере использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь в основном сформирована. В настоящее время усилия сосредоточены на разработке и актуализации технических нормативных правовых актов, гармонизации установленных в нашей стране требований безопасности с рекомендациями МАГАТЭ, а также передовыми мировыми подходами. За 10 лет Госатомнадзор подготовил около 60 ТНПА в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которые впоследствии были утверждены Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Надзор за источниками ионизирующего излучения

Департамент в полной мере обеспечил надзор за обеспечением выполнения установленных требований в области радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения. Количество поднадзорных объектов варьировалось из года в год и по состоянию на 30 июня 2017 года составило 1 447 организаций, предприятий, учреждений, использующих в своей деятельности 22 313 ИИИ, в числе которых:

-        устройства и установки, содержащие закрытые радионуклидные источники (гамма-установки медицинского и промышленного назначения, гамма-терапевтические аппараты медицинского назначения, гамма-дефектоскопы, радиоизотопные приборы, включая радиоизотопные пожарные дымоизвещатели и др.);

-        устройства, генерирующие ионизирующее излучение (рентгеновские диагностические и терапевтические аппараты (комплексы), рентгеновские дефектоскопы, генераторы нейтронов, ускорители электронов, источники низкоэнергетического и неиспользуемого рентгеновского излучения и др.);

-        радиационные объекты, на которых проводятся работы с открытыми радионуклидными источниками.

Госатомнадзор широко применяет профилактические методы работы с пользователями ИИИ с обобщением подходов и практики надзорной деятельности, анализом наиболее частых нарушений и их причин, выделения групп субъектов хозяйствования и работе с ними на основе индивидуального подхода.

Главным результатом с точки зрения обеспечения безопасности источников ионизирующего излучения стало отсутствие случаев, приводящих к превышению облучения персонала и населения выше установленных пределов доз облучения.

Лицензирование, связанное с сооружением Белорусской АЭС

Все этапы жизненного цикла Белорусской АЭС, в том числе проектирование, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации, лицензируются в соответствии с действующим законодательством. Лицензирующим органом является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Госатомнадзор в рамках процесса лицензирования осуществляет подготовку документов, на основании которых коллегия МЧС в последующем принимает решения относительно выдачи лицензий, в том числе организует экспертизу безопасности и проводит оценку соответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям.

В 2012 году на основании подготовленных Госатомнадзором документов эксплуатирующей организации (в тот момент – Государственное учреждение «Дирекция строительства атомной электростанции») выдана лицензия на право размещения ядерных установок – блоков №1 и №2 Белорусской АЭС). В 2013-2014 годах Государственное предприятие «Белорусская АЭС» получило лицензии на право сооружения упомянутых ядерных установок. В конце 2015 г. законодательство о лицензировании было ужесточено. В частности, введено лицензирование деятельности субподрядных организаций, включая строительство объектов (ранее на все субподрядные организации, работающие на площадке сооружения Белорусской АЭС, распространялось действие лицензии, ГП «Белорусская АЭС»). После вступления в силу изменений лицензионного законодательства субподрядные организации получили соответствующие лицензии МЧС на основании подготовленных департаментом документов и материалов.

Надзор за сооружением Белорусской АЭС

Надзор за обеспечением безопасности при сооружении Белорусской АЭС осуществляется в особом порядке, который введен в 2015 году Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2015 №62 «Об обеспечении безопасности при сооружении Белорусской атомной электростанции». Главной его особенностью является возможность всем надзорным органам осуществлять постоянный контроль (надзор) в своей сфере с применением санкций и иных мер воздействия. В проведении надзорных мероприятий участвуют контролирующие (надзорные) органы и их подразделения, министерств: по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, энергетики, внутренних дел, а также Государственного комитета по стандартизации под общей координацией МЧС. Установлены 2 вида проверок – комплексные и в режиме постоянного контроля (надзора).

Госатомнадзор последовательно развивает методологию и практику надзорной деятельности в отношении Белорусской АЭС. Департамент организовал и осуществляет проверки в режиме постоянного контроля (надзора) на площадке строительства Белорусской АЭС и в организациях (на предприятиях), выполняющих работы и (или) оказывающих услуги при сооружении и вводе в эксплуатацию станции, в том числе проверки обеспечения качества изготовления в Республике Беларусь и других государствах оборудования и трубопроводов для Белорусской АЭС (контроль за проведением ГП «Белорусская АЭС» приёмочных инспекций, приёмо-сдаточных испытаний и др.). С целью контроля обеспечения ядерной и радиационной безопасности при сооружении Белорусской АЭС на площадке строительства в постоянном режиме работает специальный отдел Госатомнадзора из 6 инспекторов.

Выполнение международных обязательств

Госатомнадзор обеспечивает выполнение обязательств Республикой Беларусь, вытекающих из международных соглашений, договоров, конвенций по вопросам ядерной и радиационной безопасности, включая Договор о нераспространении ядерного оружия и соответствующее Соглашение о гарантиях между Республикой Беларусь и МАГАТЭ, Конвенцию о ядерной безопасности, Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Последние две конвенции предусматривают периодическую (1 раз в 3 года) подготовку национальных докладов о выполнении страновых обязательств (размещены на интернет-сайте Госатомнадзора www.gosatomnadzor.gov.by) и их защиту на совещаниях Договаривающихся сторон.

Международное сотрудничество для укрепления безопасности

Госатомнадзор активно использует механизмы и инструменты многостороннего и двустороннего международного сотрудничества для укрепления своей системы ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь в целом и регулирующей инфраструктуры в частности.

Приоритетами многостороннего сотрудничества является взаимодействие с МАГАТЭ и Европейской комиссией, которые оказывают многолетнее значимое содействие и поддержку развитию белорусского регулирующего органа в области ядерной и радиационной безопасности и осуществляет его посредством реализации комплексных проектов международной технической помощи.

Кроме того, многостороннее сотрудничество осуществляется также путем участия Республики Беларусь и ее представителей в международных объединениях регулирующих органов в области ядерной и радиационной безопасности:

-   Форум сотрудничества регуляторов (RCF, в качестве получателя помощи с 2012 г.);

-   Ассоциация регулирующих органов в области ядерной безопасности Западной Европы (WENRA, в качестве наблюдателя с марта 2015 г.);

-   Форум органов регулирования стран, эксплуатирующих водо-водяной энергетический реактор (Форум ВВЭР, в качестве наблюдателя с сентября 2015 г.).

На двусторонней основе Госатомнадзор развивает сотрудничество с регулирующими органами в области ядерной и радиационной безопасности и организациями их технической поддержки Австрии, Армении, Венгрии, Германии, Польши, Словакии, России, Украины, Франции, стран Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия). Приоритетом является взаимодействие с Ростехнадзором – регулирующим органом страны-поставщика ядерных технологий в Республику Беларусь.

Наиболее интенсивно установление рамок международного двустороннего и многостороннего сотрудничества осуществлялось с 2013 года по настоящее время. В этом периоде Госатомнадзор обеспечил установление и(или) присоединился к 12 инструментам сотрудничества (3 форума ядерных регуляторов и 9 двусторонних соглашений).

Внешняя оценка нашей работы

Наиболее показательной и важной внешней оценкой нашей работы стала миссия МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности Республика Беларусь (миссия IRRS) в октябре 2016 года. Более 20 экспертов во главе с руководителем миссии – Генеральным директором Финского агентства по ядерной безопасности (STUK) Петтери Тииппана всесторонне изучили различные аспекты регулирующей деятельности. По итогам работы миссия IRRS положительно оценила:

-   трансформацию белорусского регулирующего органа с учетом развития в стране первой ядерной энергетической программы;

-   подходы к стратегическому планированию регулирующей деятельности и разработанные Госатомнадзором стратегические документы;

-   приверженность Республики Беларусь к безусловному исполнению международных обязательств в области ядерной и радиационной безопасности.

Отмечены 2 положительные практики, применяющиеся в Республике Беларусь. Одна из них – сильные и эффективные механизмы координации, включая межминистерскую Рабочую группу по координации надзора за сооружением Белорусской АЭС (под руководством первого заместителя Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, начальник Госатомнадзора является заместителем руководителя Рабочей группы). Вторая – подходы к управлению быстрым ростом Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС Республики Беларусь, инновационные механизмы и практики построения здоровой организационной культуры, работы с молодыми специалистами.

Миссия выработала ряд рекомендаций и предложений для Республики Беларусь в части совершенствования нормативной правовой базы, процедур лицензирования и надзора, дальнейшего развития системы технической поддержки регулирующего органа и по другим вопросам. Во многом эти предложения и рекомендации совпали с проведенной перед миссией IRRS страновой самооценкой, что свидетельствует о правильном и глубоком понимании белорусскими специалистами стандартов безопасности МАГАТЭ и способов их достижения для поддержания на высоком уровне стандартов безопасности в нашей стране и их постоянного совершенствования.

Ближайшие и перспективные вызовы

Ближайшие вызовы, которые стоят перед департаментом, напрямую связаны с готовностью к осуществлению регулирующих действий на этапах подготовки к вводу и вводу в эксплуатацию Белорусской АЭС и включают:

-        качественное выполнение задач в рамках процесса лицензирования эксплуатации энергоблока №1 Белорусской АЭС, включая экспертизу безопасности;

-        развитие методологии и практики надзорной деятельности за сооружением АЭС, изготовлением и приемкой оборудования, подготовка к надзору за вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС;

-        продолжение и завершение создания системы организаций технической поддержки регулирующего органа;

-        развитие культуры безопасности у всех участников, вовлеченных в деятельность по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения и другие задачи.

 

За дополнительной информацией обращаться к начальнику отдела коммуникаций и общественной информации Госатомнадзора Олегу Соболеву, тел. (8-017) 200-92-16

Контакты

Телефон:
(017) 200-45-41

Факс:
(017) 200-82-80

E-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Берсона, 16

Актуально

 

6th National Report JC Belarus rus fina 

National%20report%20on%20Belarusian%20NPP%20stress-tests

 

Report of the Integrated Regulatory Review Service (IRRS) Mission toBelarus